среда обитания человека

Могут ли горожане влиять на развитие среды обитания?

В мероприятии приняли участие политтехнологи федерального уровня, которые приехали обсудить тему «Гражданское участие как фактор качественного градостроительства». Казань – хороший пример: казанцы являются соуправляющими общественным пространством, солидарными с местными властями. Но пример нашего города – явление редкое в масштабах страны.

Первым спикером российский политолог и политический консультант, вице-председатель и почетный член РАСО. В нескольких очерках, которые он написал перед приездом в Казань, он обрисовал важность проблемы гражданской активности. Во-первых, по его мнению, существует высокий уровень недоверия к властям, которые выступают с инициативами по изменению городской среды.

Вторая причина в том, что власти не умеют разговаривать с недовольными на равных, они чувствуют, что люди не знают, чего хотят, и поэтому сопротивляются.

Обратил внимание на третий тезис – политизация городской жизни. Он привел события в Екатеринбурге как отличный пример, когда местные власти решили построить церковь в городском парке, но общественность протестовала, что привело к локальному противостоянию.

Во избежание конфликтов можно достичь следующих целей. Во-первых, необходимо стимулировать создание гражданского общества; НПО, состоящие из авторитетных людей и пользующихся доверием местных сообществ, должны работать напрямую с людьми на низовом уровне и выступать в качестве коммуникаторов между общественностью и правительством. Более того, эти коммуникаторы должны участвовать в обсуждении спорных вопросов, связанных с трансформацией окружающей среды. Кроме того, политтехнолог заявил, что правительство должно чаще идти на компромиссы с общественностью.

Большинство успешных проектов в городе реализуются без участия горожан, однако жители должны уметь самовыражаться, а архитекторы должны мотивировать свои проекты и прислушиваться к тем, кто живет во дворе.

– Градостроительная программа во многом локализована. И в этом плане жизнь в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, не говоря уже о соседних регионах, очень разная, – рассуждал политолог, генеральный директор компании.

В развитие городских сообществ можно выделить три этапа. Первый этап – когда в городе ничего не строят и это никого не волнует, потому что ни жители, ни их дети не связывают свое будущее с этим городом. Вторая ситуация, когда все не так, но люди понимают, что им некуда идти, и требуют от городских властей что-то сделать. Третий этап, когда все цветет, растет, нарастает, но в какой-то момент сопротивляется.

– Это город, у которого проблема не с выживанием, а с развитием. Поздравляю, Казань уже перепрыгнула эту долину смерти. У него есть будущее, динамичное настоящее. У города есть деньги, люди и планы. И большинство городов относятся либо к первому, либо ко второму типу ».

Член экспертного совета комитета Госдумы по жилищно-коммунальному хозяйству отметил, что обычно возникает много вопросов, на которые местным властям приходится отвечать. А эффективность управления страной зависит от эффективности управления городом.

– Невозможно реализовать ни один национальный проект без участия местных властей. Все национальные проекты направлены на улучшение жизни простого человека. Это простые решения. Они не строят то, чем мы можем гордиться через 100 лет. Федеральное правительство всегда действует косвенно, независимо от того, с кем оно взаимодействует. А местные власти работают с жителями лицом к лицу. У них есть оперативный контакт с гражданами. И если правительство решает человеческие проблемы, его уважают.

Такой формат беседы и анализ конкретных кейсов позволили участникам клуба объективно взглянуть на проблему взаимодействия местных властей и жителей, найти точки соприкосновения между ними и предложить инструменты, которые повысят эффективность диалога.